Balenciaga: от королевского двора в космические просторы

09 Октября 2010

модные дизайнеры BalenciagaОдежда марки Balenciaga, о каком бы периоде ни шла речь, всегда казалась слишком смелой и фантастичной для своего времени. Там нет открытого эпатажа или нарочитой чрезмерности цветов, блеска тканей, обилия деталей, но несмотря на это воспринимать ее очень сложно. В ней нет утонченности Dior, простых и классических линий Chanel, хулиганской помпезности Jean-Paul Gaultier – все, что узнается с первого взгляда. Balenciaga - это марка, которая вдохновляет множество дизайнеров своим неповторимым, особенным, ни на что не похожим стилем, в котором удачно сочетаются жесткий металлический футуризм, космический курреж, четкая геометрия и императорский шик.

Начало своей деятельности марка Balenciaga отсчитывает с 1919 года, когда ее создателю Кристобалю Баленсиаге было всего 24 года. Дело было в испанском Сан-Себастьяне, где открылся его салон. Клиентками Кристобаля были не простые дамы, и даже не дамы высшего света, это были особы голубых кровей, например, императрица Евгения или королева Мария-Кристина. Отсюда и берет исток его приверженность к пышным жестким юбкам и рукавам-фонарикам, которые являются отличительной чертой стиля Balenciaga и по сей день. А затем в жизни молодого кутюрье случился Париж, куда он поехал с началом Гражданской войны в Испании. И сразу успех: французский Vogue в 1938 году вынес вердикт, гласящий о гениальности коллекции испанца Баленсиаги, которым моментально заинтересовались как во Франции, так и по другую сторону Атлантики.

 

Этот фурор объяснялся нестандартным подходом к моде и к способу Кристобаля одевать женщину. Его туалеты не сковывали в тиски узкой талии – она практически отсутствовала, но они при этом не выглядели неопрятными и смазанными, наоборот, очень выразительными за счет геометрических форм. Дизайнер стремился к совершенству своих коллекций и очень боялся безвкусицы, в которую несложно впасть, когда подвергаешь устоявшуюся моду таким экспериментам, которые сродни революции или мощному перевороту. Чтобы не переходить зыбкую грань, за которой следовал эпатажный китч, одежда Balenciaga при безумстве рубленых форм отрицала цветастость тканей, обилие украшений – платье от Balenciaga было настольно самостоятельным предметом туалета, что малейшее излишество в виде дополнительного цвета или аксессуара могло вдребезги разрушить эту гармонию, к которой так стремился кутюрье.

Пятидесятые годы - эпоха костюмов Balenciaga с неизменной объемной юбкой и жакетом, которые изготавливались из ткани с цветочным рисунком – броккатели (шелковый жаккард) и не выглядели при этом слишком тяжелыми. Одежда Balenciaga смело играет с такими тканями как муар, бархат, тафта, муслин, которые делают простые силуэты достойными королевских особ. Блузки и платья в 1950 году благодаря Balenciaga лишаются воротника, который больше не считается необходимым. В 1958 году у его одежды появляется талия, которой ранее он старательно избегал, но располагается она не на привычном для нее месте. С линией «ампир» Кристобаль установил стиль baby-doll – мини-платья с талией под грудью, которые носятся по сей день молодыми девушками во всем мире.

Но в шестидесятые годы ситуация резко изменилась. Дом Balenciaga не был единственным, кто диктовал подобный стиль, который уже не казался новинкой. Его поклонники, ученики, ставшие последователями, легко заменили Баленсиагу, бизнес которого потихоньку начал потухать, пока в 1968 году Balenciaga как марка не прекратила существование. Через 4 года не стало самого мастера…

Возрождение случилось не через год, не через два, а лишь в 1997 году, когда на пост креативного директора Balenciaga, который был выкуплен компанией Jacques Bogart S.A., был приглашен Николя Гескьер. Он сделал невозможное – воскресил стиль и популярность Balenciaga, стараясь не отклоняться от направления, которое когда-то задал великий испанский кутюрье. С легкой руки Гескьера в коллекциях Balenciaga появились сумки, которые покорили модниц всего мира удобством из-за большого размера и практически отсутствия каких либо украшений.

Сегодня в каждой коллекции Balenciaga прослеживается возвращение к истокам – к тому, что когда-то делал Кристобаль Баленсиага, но с новым звучанием, которым регулярно становятся футуристические мотивы, например, блестящие металлические костюмы, легендарные туфли Lego Shoes. Теперь в одежде Balenciaga можно покорять космические пространства, и возможно Баленсиага и хотел этого – идти на шаг впереди планеты всей и давать женщине возможность почувствовать свою исключительность, что и делает этот старейший бренд.

Евгения Жиркина


 
 
Календарь выпусков
 
Популярное