Камея: в поисках истины

25 Августа 2011

КамеяУ ювелиров есть притча о камеях. Суть ее сводится к тому, что человек, которому посчастливится стать обладателем двух совершенно одинаковых украшений, выполненных в этой технике, познает истину. А пока истина заключается в том, что две одинаковых камеи, похожих друг на друга, как две капли воды, невозможно создать методами, известными высокому ювелирному искусству. Настоящая камея – это тонкая, кропотливая ручная работа.

Так называются ювелирные изделия, изготовленные в виде барельефа на драгоценных и полудрагоценных камнях, а также на морских раковинах. Камеи обычно имеют овальную или округлую форму. Это разновидность геммы – резной застежки для одежды, популярной в античные времена, которая потом тоже превратилась в самостоятельное ювелирное украшение. Не стоит путать камеи с интальо – камнями, подвергшимися идентичной обработке, но имеющими не выпуклое, а вдавленное изображение.

 

Первые камеи появились очень давно – люди делали их еще в IV веке до нашей эры. Но пик моды на эти изысканные украшения случился в эпоху Ренессанса - в XV-XVII веках.

Камея: особенности технологии

Чаще всего сюжетом камеи становится изображение людей или животных: например, очень популярный вариант – изящная женская головка. Такие украшения в винтажном стиле в большой цене даже у модниц XXI века. Даже современные мастера редко решаются обыгрывать в камеях какую-либо новую тематику, поскольку сама концепция этого украшения предполагает связь со старинными традициями и реалиями давно минувших дней.

Технология и материалы

В качестве основы для камеи обычно выбирается камень с темной окраской вроде агата или черненое серебро. Для изготовления миниатюрного барельефа используются материалы светлых тонов – например, ракушечник. Профессионально сделанная камея не имеет следов дополнительного окрашивания или тонирования: задействуются только натуральные оттенки природного камня. Кроме варианта «белого на черном» есть и противоположная тенденция, когда основа камеи шлифуется из светлого материала, а сюжет выполняется из темного.

Один из французских исследователей писал, что в старину на изготовление одной камеи уходило не меньше времени, чем на постройку целого собора.

Знаменитые камеи

Понятно, что при таком подходе к технологии каждая настоящая камея уже изначально становится подлинным произведением искусства. Большое собрание камей хранится в музее Эрмитаж, и начало этой роскошной коллекции положила российская императрица Екатерина II: дивные резные камни были одной из самых больших ее слабостей. К концу царствования монархини в ее личном собрании насчитывалось более десяти тысяч гемм.

Камея Гонзага

Самой знаменитой из гемм Эрмитажа является так называемая «Камея Гонзага». Это парный профильный портрет Птолемея II Филадельфа и его супруги Арсинои II. По происхождению они были эллинами, а правление этой царственной четы осуществлялось на территории Египта. Камея получила название по имени своего первого владельца – Франческо Гонзага, мецената эпохи Ренессанса, который был правителем итальянского города Мантуи. Как ни странно, сам Франческо считал, что на принадлежащем ему камне изображены Цезарь Август и его супруга Ливия. Эта камея когда-то вдохновляла молодого Рубенса, восхищенно называвшего ее прекраснейшей в Европе. Екатерине II, кстати, она никогда не принадлежала, а в Эрмитаж попала из коллекции Жозефины Богарне – она подарила гемму российскому императору Александру I.

Камея Тиберия

Национальной достопримечательностью Франции является «Камея Тиберия», вес которой составляет тридцать семь граммов. Она хранится в «Кабинете медалей» и вырезана из пятслойного сардоникса. На камее изображено несколько персонажей – это древнеримский император Тиберий и его ближайшее окружение.

Сардоникс стал основным материалом и для камеи «Чаша Фарнезе», хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя. Она обыгрывает сюжет мифа о Ниле – боге одноименной реки.

На протяжении столетий резчики и ювелиры, создавая геммы, не могли освободиться от гипнотического очаровании античных образцов, поэтому искусство камеи с античных времен почти не изменилось, как и не изменилась его суть – вечная тяга человека к прекрасному, которое он готов называть истиной.

Светлана Усанкова


 
 
Календарь выпусков
 
Популярное