Самый страшный кошмар настоящих модниц – ужаснее, чем выглядеть толстой, или унизительнее, чем появиться в одинаковом платье с подружкой, – необоримый страх выглядеть немодно, вернее, по моде прошлого года.Как известно, срок жизни трендов чрезвычайно короток, это «скоропортящийся продукт».
Индустрия моды всегда находится в поиске чего-нибудь новенького и необычного. Новая ультра-модная сумочка всегда оттесняет с почётного пьедестала другую сумочку, которая превращается в прошлогодний тренд.
Цикл моды
- Прежде всего, цикл начинается с зарождения тренда (по определению Американской ассоциации маркетинга (American Marketing Association), это – самый явный этап цикла, когда тренд только приобретает популярность). Это происходит, когда вы видите необычную шляпку/платье/туфли на подиуме, красной ковровой дорожке или в музыкальном клипе.
- Этап зарождения тренда, по определению AMA, сменяется фазой подражания, когда охота за трендом достигает международного масштаба. Вы видите тренд повсюду: на страницах глянцевых журналов, газет, в Интернете и на телевидении.
- Наконец, завершающий этап: на рынке наступает этап пресыщения, когда тренд расходится по очень низкой цене и перекочёвывает в ширпотреб. Например, дизайнерская сумочка расходится практически за бесценок – 10 – 15% начальной цены.
В основном, мы покупаем трендовые вещи на втором-третьем этапах. Только знаменитости и воротилы модной индустрии (своеобразная «модная мафия») имеют доступ к самым последним трендовым новинкам, которые уже появились на подиуме, но ещё не разошлись по магазинам, т. е. на первом этапе модного цикла.
На втором этапе цикла трендовые вещи из дизайнерских коллекций часто можно приобрести за умопомрачительные деньги. И только на третьем этапе, когда тренд поступает на массовый рынок (т.н. «масс-маркет», или попросту «ширпотреб»), он становится доступным для большинства из нас.
Ещё двадцать-тридцать лет назад модный цикл (процесс перемещения тренда с ковровых дорожек ан прилавки провинциальных магазинчиков) длился несколько лет, однако сегодня изготовители одежды постоянно ускоряют темп обновления трендов. Иногда ультра-модная одежда поступает в дешёвые магазины розничной торговли уже через несколько месяцев.
Модно или нет?
Доступный большинству модный тренд (так называемая «быстрая мода») – палка о двух концах: он позволяет широким массам стеснённых в средствах женщин приобщиться к последним модным тенденциям, однако в результате перенасыщения рынка тренд быстро теряет свою привлекательность. Обычно такая популяризация лишь ускоряет «кончину» тренда.
Итак, как же узнать, насколько долгой и счастливой будет жизнь популярного тренда? Вот несколько общих тенденций:
- В целом, большинство модных трендов держится в моде не более года. Однако некоторые – наиболее понятные и удобные – выдерживают дольше. Например, всеобщая одержимость цепочками с собственным именем, начало которой было положено Сарой Джессикой Паркер в сериале «Секс в большом городе», где её героиня – журналистка Кэрри Брэдшоу – носит цепочку с именем «Carrie» (1998). Этот тренд (вкупе с сумочками и свитерами) просто наводнил массовый рынок осенью 2003 – через пять лет после возникновения.
- По другой версии, модный цикл длится целых двадцать лет. По крайней мере, это объясняет сегодняшнюю популярность мини-юбок, модных в 1980-х (как и цепочек с именем, популярных в то же время).
- Важную роль в определении продолжительности тренда играет этап, на котором вы купили модную вещь. Например, если вы купили её на распродаже или в магазине пониженных цен, можете смело рассчитывать на сезон или два. Совмещение сезонов весны и лета, осени и зимы даёт вам своеобразную шестимесячную «фору», пока тренд окончательно не выйдет из моды.
- Хотя не существует строгого правила, определяющего срок жизни тренда, можете не сомневаться, что неудобные и «скандальные» тренды (например, сапожки-валенки Uggs, джинсы с огромными отворотами, или бейсболки) – всего лишь сезонные причуды моды. Это не означает, что вам нужно их избегать. Просто знайте, что в следующем году вам придётся спрятать их подальше.
- Продлить жизнеспособность тренда могут сами покупатели. Иногда тренд приходится настолько по душе потребителям, что они проголосуют за него кошельком. Капри, жакеты-болеро, топы и вьетнамки – вот самые красноречивые примеры вышедших из моды трендов, которые прочно обосновались в наших гардеробах.
- Чем проще крой и стиль – например, богемный шик – тем больше шансов, что тренд будет популярным и в следующем году. И наоборот – чем радикальнее крой, цвет или принт – например, микро-мини-юбки, куртки в стиле «милитари», ультра-модные принты-однодневки – тем скорее тренд выйдет из моды.
Лучший способ защититься от превратностей моды – перейти на классический гардероб: джинсы, футболки, блейзеры, маленькие чёрные платья. Трендовые вещи станут прекрасным дополнением к основному гардеробу и отлично его осовременят.
|