История юбки: женский или мужской предмет гардероба?
08 Февраля 2011
У этого привычного предмета женского гардеробаЖенский гардероб: базовый набор огромная история. В разные времена, в разных странах юбка поначалу была мужской частью одежды, и лишь спустя несколько столетий её стали носить представительницы прекрасной половины человечества. История юбки удивительна и интересна, как любая история костюма, история моды. От Ромула до наших дней Этот предмет одежды появился не так давно, всего несколько столетий назад. Одежда на женскую и мужскую не разделялась тысячелетиями. Древние римлянки, гречанки обходились без юбок, предпочитая привычные тунику, плащ и хитон. Слово «юбка» происходит от тюркского «ubba», что означает «длиннополое верхнее одеяние с длинными, широкими рукавами». Однако это слово именовало не только предмет гардероба, который успешно крепился на талии и не имел никаких рукавов, им обозначали и длинные шубы. Много веков прошло с тех пор, множество самых странных метаморфоз претерпело и название, и этот предмет одежды. В средние века на Руси «юпой» назывались и женская набедренная одежда, и мужское нижнее бельеМодное нижнее белье: от ретро до фэнтези. Петр I своим указом повелел в 1701 году юбкой официально называть только женский предмет гардероба. Юбка была и мужской, и женской не только на Руси. С древнейших времен в жарких странах мужчины носили короткие набедренные повязки. Схенти и синдоны древних египтян, хитоны древних римлян – прародители современных юбок. Мужественные викинги, воевавшие с неприятелем в суровых климатических условиях, юбку-килт позаимствовали у шотландцев и укоротили её до уровня талии. Шаровары-анаксириды – изобретение персов, юбка стала такой широкой, что превратилась в «солнце». Этот предмет гардероба тоже был мужским и постепенно стал сужаться, обретая пропорции брюк. Мужская история юбки на этом могла бы закончиться, однако в каждом веке в той или иной стране сильная половина человечества снова и снова включает в свой гардероб этот предмет одежды. Женская юбка В конце XV века в Западной Европе началась история женской юбки. Однако в те времена, сразу после многих лет жестокой инквизиции, она напоминала римский хитон, который собирали у горла, перевязывая на талии поясом. Для мужчин он служил рубахой, женщины использовали его в качестве блузы, надевая под платье или поверх его. Прошло совсем немного времени, как какая-то изобретательная дама просто разрезала эту вещь на две половинки. С этого времени юбка стала обретать самые причудливые формы, однако всегда крепилась поясом на талии. В XVI веке появились юбки необъятной ширины, которые надевались друг на друга, располагались в несколько ярусов. Эта вещь стала столь тяжела, что женщине трудно было её носить, в ней двигаться. Именно тогда входит в моду металлический каркас из обручей. Это сооружение сначала ставили на пол, а потом дама в него просто «входила», аккуратно пристегивая к корсетуЖенский корсет: история и наши дни это мощное сооружение. XVII век стал более свободным, одежда обрела удобные и комфортные формы. Эффект широких бедер, модный в те времена, создавался массой надетых друг на друга легких юбок. Зимой их число могло доходить до двенадцати. Вычурные вышивки, волны кружев, причудливые воланы – так украшали все эти многочисленные юбки. XVIII век вернул юбку-купол. Опять взялись сооружать деревянные и металлические каркасы, снова стал применяться китовый ус. В XIX веке появился кринолин, льняной чехол, переплетенный конским волосом, который очень быстро стали заменять проволокой. Такие легкие каркасы для платьев были доступны всем сословиям. Однако вес платья мог доходить до ста килограммов. К примеру, свадебное платье невесты в России вместе с многометровым шлейфом весило более центнера. Невеста не могла самостоятельно передвигаться в таком наряде, в церковь ее вносили на руках. Русская деревня юбку узнала не раньше середины XIX века. Сначала она походила на привычные сарафаны на лифе. Чтобы казаться толще, поскольку в те времена полнота означала богатство и здоровье, девушки надевали сразу несколько юбок. Зимой все крестьянки носили теплую «споднюю» юбку. Длина юбок для девушек была до ступней, замужняя баба носила юбку до пят. По числу юбок мерился достаток в семье. Обычно у зажиточных крестьянок было до двадцати самых разных юбок. Современная юбка В начале XX века в Европе стали модны узкие юбки, утянутые у лодыжек. Передвигаться в таком «футляре» было крайне сложно. Практически все новые тенденции в метаморфозах юбок появлялись благодаря музыке и театру. Такую модель «хромой» юбки придумала для своей новой роли английская актриса Цецилия Сорель и сразу же после премьеры эти юбки появились в гардеробе каждой аристократки. Рок-н-ролл принес в моду воздушные, широкие юбки, которые при быстром танце открывали ноги и нижнее белье танцовщиц. Стремительный век оказывал свое влияние на длину подола – юбки стали катастрофически уменьшаться. Настоящий переворот в моде совершила мини-юбка. Её автор – Мэри Куант. Конец 1960-х годов ознаменовался образом женщины-подростка на сцене и в жизни. Новой женщине нужен был другой наряд, так появляются мини-юбки и высокие прически. Это интересно Сразу несколько модных дизайнеров в конце первого десятилетия нового века представили публике не совсем обычные предметы мужского гардероба – юбки. Йоджи Ямомото, Ив Сен Лоран, Александр МакКуин в свои коллекции включили столь экстравагантные вещи неслучайно: современный мир захлестнула любовь к стилю унисекс. Останутся ли мужские юбки на подиумах или пойдут в широкие массы, покажет время. И хотя часть мужских юбок все же напоминает брюки, вопрос остается открытым – неужели снова грядет новая революция моды? Жанна Пятирикова Метки статьи: |