Эльза Скьяпарелли, ошеломительная интеллектуалка

27 Ноября 2010

Эльза СкьяпареллиВошедшая в историю моды как звезда первой величины, Эльза Скьяпарелли была соперницей Коко Шанель и хорошей приятельницей Сальвадора Дали. Она появилась в мире haute couture внезапно в двадцатые годы XX века и также внезапно его оставила перед началом второй мировой войны, твердо приняв решение больше не ввязываться в модную индустрию. Поговаривали, что это все проделки мадемуазель Коко. Но скорее всего Эльзе Скьяпарелли просто захотелось отдохнуть от модных потрясений: ведь она уже показала себе и окружающим, на что способна.

Она была покорена сюрреализмом и оставалась ему верна до конца. Если остальные дизайнеры одежды очень осторожно заигрывали с сюрреалистическими тенденциями, то Эльза Скьяпарелли использовала их на всю катушку. Ее любимым словом было «шок», и она не уставала вводить общественность в ступор своими шляпками-«башмачками», жакетами с карманами-«ящиками», платьями с рукавами-крыльями, вышитыми на подолах акробатами и слонами или огромным золотым солнцем на спинке очередного наряда. Эльза первой ввела в женский гардероб брюки и ярко-розовый цвет – «цвет фуксии», изобрела юбку-брюки, застежку-«молнию», дождевик и зонт из прозрачного материала, накладные квадратные плечи, накладные пластиковые ногти и «газетный» рисунок на ткани, который впоследствии популяризовал Джон Гальяно.

 

Свои первые духи, пахнущие пачули, Эльза Скьяпарелли назвала тоже «Шокинг» и налила во флакон, представляющий собой стеклянный слепок с фигуры голливудской кинозвезды Мэй Уст. Она была эстетствующей интеллектуалкой, подчас непонятной современникам, но предвосхитившей основные направления развития моды на десятилетия вперед.

«Не подгоняйте платье под фигуру!»

Эльза Скьяпарелли родилась в 1890 году в Риме, в семье обедневших итальянских аристократов, которые, тем не менее, не экономили на образовании детей: девочка закончила престижный католический колледж в Швейцарии. Чтобы родители не донимали ее нравоучениями, едва повзрослевшая Эльза сбежала в Париж, а оттуда отправилась в Англию и вскоре вышла замуж за польского графа Керлора, оккультиста и теософа. В возрасте девятнадцати лет она стала матерью, но рождение дочери принесло ей немало проблем: маленькая Ивонна страдала детским церебральным параличом. К тому же одна за другой последовали измены мужа, и гордая Эльза подала документы на развод.

К тому времени она уже жила в Нью-Йорке. Ей нужно было как-то существовать в незнакомом городе, кормить и лечить ребенка. Скьяпарелли предложила свои услуги Габриэль Пикабиа, державшей магазин модной одежды. Ее взяли. Их сотрудничество оказалось весьма плодотворным, и Габриэль, перебравшись в Париж, прихватила с собой и Эльзу.

Благодаря Габриэль она ежедневно знакомилась с богатыми клиентками, поразившими ее неутолимой жаждой потребительства. Эльзе Скьяпарелли хотелось подразнить их, сшить какую-нибудь жуткую одежду, которая им никогда и не снилась, чтобы они хоть на мгновение изменили своей маниакальной страсти скупать все подряд. Но как только она вывесила в магазине платья с омарами и сумки в виде телефонов, публика выстроилась за ними в очередь. Первая «коллекция» была распродана в считанные дни. А восторженные клиентки требовали «продолжения банкета».

И ей ничего не оставалось делать, как продолжать. Она смеялась над стильными парижанками, издевалась над ними, предлагая им модели то со специально вырванными клочьями ткани, то с пуговицами в виде башен, а они с благоговейным трепетом принимали все это за новые стандарты хорошего вкуса. Даже небрежно оброненное Эльзой циничное высказывание в адрес какой-то клиентки «Никогда не пытайтесь подогнать платье под фигуру, подгоните фигуру под платье» тут же стало модной заповедью номер один.

Обаяние протеста

В 1927 году Эльза Скьяпарелли открыла небольшое ателье, положившее начало модному дому Schiaparelli.

До сих пор ее модели вдохновляют на креативные подвиги молодых дизайнеров. Ошеломительная интеллектуалка и великая экспериментаторша, она подарила fashion-индустрии такие находки, как мешочная ткань, латекс, жатые материалы, пленка «родофан». Эльза видела в своих творениях лишь произведения «высокого искусства», ее абсолютно не волновало, как они будут носиться. До нее никто и не догадывался, что можно создавать вещи, не нуждающиеся в потенциальном покупателе. Скьяпарелли просто давала выход своим мыслям и фантазиям, никогда не беспокоясь о спросе на свою одежду. Это был своего рода протест против отношения к одежде как к сиюминутной забаве. «Естественно, я протестовала, - «естественно», потому что возражать сделалось частью моего естества: рефлекс срабатывал прежде, чем я отдавала себе в этом отчет», - напишет она потом в своих мемуарах.

Протест Эльзы Скьяпарелли получился в чем-то парадоксальным: ей казалось, что она «выпускает пар», а на самом деле заряжала моду позитивной энергией. Перед женские обаянием устоять трудно, в чем бы оно себя не обнаруживало – даже в протесте.

Светлана Усанкова


 
 
Календарь выпусков
 
Популярное